"Зеленый" транспорт

Экономичные легковые автомобили и другие транспортные средства, а также горючее с низким содержанием углерода и возобновляемые виды топлива являются важнейшими компонентами любой стратегии, направленной на снижение выбросов парниковых газов и других загрязнителей в транспортном секторе, указывает Стив Плоткин, научный сотрудник Центра транспортных исследований Национальной лаборатории Аргонн, США.

“Поскольку автомобили несут ответственность за 20-30 процентов выбросов парниковых газов, а объемы таких выбросов на транспорте быстро растут, жизненно важно найти способы замедления их роста, иначе мы никогда полностью не справимся с проблемой изменения климата”, – заявил он. Не существует четкого определения того, какой автомобиль является экономичным, сказал Плоткин, но под передовыми экономичными технологиями, как правило, понимаются те, которые позволяют добиться снижения расхода топлива как минимум на 10 процентов по сравнению с обычными технологиями.

“Причем это в рамках только одной технологии. ...По-настоящему же экономичный автомобиль должен использовать несколько технологий одновременно”, – сказал он. Дополнительные технологии, позволяющие повысить экономичность, включают в себя шины улучшенной конструкции, более совершенную аэродинамику и более легкие материалы. Экономичными также считают автомобили с гибридной бензино-электрической силовой установкой.

В последние годы получают распространение альтернативные виды горючего, такие как этанол и биодизельное топливо. Хотя почти весь этанол продается в составе смесей с бензином, в которых этанола не более 10 процентов, автопроизводители выпускают много новых автомобилей, способных работать на смеси с более высоким содержанием этанола.

Интерес широкой общественности к альтернативным топливным технологиям и автомобилям повышенной экономичности вырос в последние годы из-за опасений по поводу глобального потепления и продолжающейся зависимости развитых стран от импорта нефти. Например, количество проданных в США гибридных автомобилей выросло в 37 раз до уровня 352 274 машин в 2007 году, а число проданных автомобилей, работающих на нескольких видах топлива, увеличилось за тот же период более чем на 50 процентов и составило 974 095. Когда в 2008 году цены на бензин достигли в США рекордной отметки, уровень продаж гибридных автомобилей также резко возрос. В некоторых развитых и развивающихся странах выход на рынок автомобилей, работающих на альтернативном топливе, и высокоэкономичных автомобилей нарастает еще быстрее.

Более инновационными вариантами с точки зрения технологии являются автомобили, работающие на водороде, и чисто электрические автомобили. Оба варианта предлагают альтернативу с почти полным отсутствием выбросов, но все еще находятся в процессе разработки и поэтому стоят сравнительно дорого. “Многие технологии и виды топлива стоят дорого, особенно в первое время, – сказал Плоткин. – Для снижения себестоимости масштабы исследований должны быть значительно расширены. В противном случае в этом плане больших изменений не будет”. В ближайшем будущем также предстоит многое сделать для повышения экономичности, безопасности и эффективности обычных транспортных средств, а именно: более компактные двигатели, модернизированные коробки передач, облегченные кузова, повышенные аэродинамические показатели, улучшенные шины.

 


AlterPower